Поиск по сайту
Подписка на рассылку

Нужны ли Москве программисты?

21.04.1997

Нужны ли Москве программисты?

Нужны ли Москве программисты?
Автор: ВАЛЕНТИН ЛОГИНОВ
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №16 от 21 апреля 1997 года
Вот уже более полугода я занимаюсь рекрутинговой деятельностью - устраиваю людей на работу. Наше агентство занимается тем, что называется словом "трудоустройство", то есть люди приходят к нам и платят деньги, чтобы получить работу. А для работодателей эти услуги бесплатны, и может быть именно поэтому к нам так активно обращаются банки, издательства, различные финансовые организации и многие-многие другие, которым как можно быстрее необходимы квалифицированные специалисты.
Один из наших клиентов жаловался, что почувствовал себя в очереди претендентов детдомовцем, стоящим в очереди на просмотр к возможным родителям! После чего ему пришлось уже обращаться ко мне как к психологу...
В этой же статье речь пойдет о судьбах специалистов, связанных с компьютерами, и даже более того - программистов, которые, получив высшее или специальное образование, не могут потом найти себе работу по этой специальности. А в чем тут, собственно, проблема?
В Москве не нужны программисты! - эту фразу я впервые услышал около года назад. Естественно, в первый момент я просто не поверил. Увы - оказалось, что это правда. Либо программистов заказывают на смехотворную зарплату заводы (ассемблер микропроцессоров на 500 тысяч и полный рабочий день с авралами, как мне любезно объяснил один из работодателей) - либо берут тех, кто занимается программированием (настройкой, наверное) "1С:Бухгалтерии", Access, "Склада", "Учета" и т. п. И ведь ясно, откуда все это - только четыре причины программирования как искусства и остались на земле московской (про Россию не знаю, в регионах наше Агентство не работает). Первая - программируют в коллективе, занятом выполнением коммерческой задачи (та же "1С:Бухгалтерия", например). Вторая - программируют на производстве, или конкретные небольшие задачи (Word, Excel, Access и т. д.). Третья - занимаются этим для души, четвертая - по принуждению в учебном заведении (Pascal'евский вопль: "Hello, World! Do You hear me?" Вот интересно наблюдать за "специалистом-программистом", который этим воплем, воплощенным в жизнь, ну просто страсть как гордится! И надеется при этом стать ведущим программистом банка...).
Так что же - программисты в Москве и вправду больше не требуются? Нет! Но - с оговоркой, - такие программисты и в таком количестве. Углубимся немного в историю и вспомним развитие компьютерного мира: сначала было много "железячников", занимающихся созданием (сборкой) первых компьютеров, потом выделились в отдельный класс собственно программисты, занимавшиеся созданием компьютерных программ для широкого круга пользователей, затем возник класс операторов, которые занимались обработкой информации для несведущих в компьютерах работодателей. Теперь класс системных администраторов занимает лидирующее положение в области спроса, потому что общие знания и умения есть даже у человека, прозанимавшегося три дня на бизнес-курсах, да и программы становятся все ближе к "непродвинутым" пользователям.
Один из знакомых "боссов" рассказывал такую историю: трижды он гонял любимую, устраивавшую его во всем остальном, секретаршу на компьютерные курсы - ну не понимает девочка компьютера (а на самом деле DOS'а: Norton Commander, MS Works for DOS, etc. for DOS), и все тут! Поставил по совету друга MS Windows (еще 3.11) и их же Office - через полчаса радостная девочка уверенно работала! Microsoft можно, конечно, ругать, но на мой взгляд они со своим "интуитивно понятным интерфейсом" гораздо удобнее для пресловутых "непродвинутых" пользователей.
Подведем итоги: а) в простейших программах теперь легко разберется практически любой пользователь; б) программы, чаще всего используемые, приходят из-за рубежа; и в) в последнее время в основном требуется "опытный специалист для решения конкретной проблемы". Я подчеркиваю - опытный.
Ведь работодателям не нужны проблемы, в том числе, связанные с компьютерами! Им нужно, чтобы пришел специалист (у мудрых работодателей нет ни возрастных ограничений, ни ограничений по полу и образованию - нужен Специалист с Умением, иногда, с опытом) и сделал так, чтобы существующие проблемы как бы сами собой исчезли. Чтобы если они и возникали бы, то как бы сами собой и испарялись, чтобы сеть работала как часы (а ресурсы в ней были прозрачны как стеклышки), чтобы картинки в текст подставлялись (а откуда они - из Интернета, с диска, у друга выкачал минуту назад с модема, - неважно), чтобы презентации на экране играли, чтобы в торговом зале на компьютере крутился объемный лейбл фирмы, и т. д.
Что может сказать хорошего работодатель о таком работнике, который на пожелание видеть на всех компьютерах фирмы в качестве обоев эмблему предприятия заявляет, что для рисования этой картинки ему нужен Pascal или QBASIC? Которые почему-то на этих компьютерах не установлены, хотя в институте были на каждой машине?
Я имею дело с работодателями напрямую, поэтому мне не приходится выдумывать их требования. И соотношение программист/непрограммист по требованиям работодателей необычайно мало! Да посудите сами: в новый компьютерный супермаркет требуется двадцать продавцов-кассиров со знанием "начинки" компьютеров (и "железа" и софта) и компьютерной кассы, заведенной в сети на общую базу данных, да два системщика, за всем этим хозяйством попеременно приглядывающих. Но... базу данных поставил известный системный интегратор, у которого она написана опять-таки двумя программистами и ставится она уже в двухсотый магазин. Спрашивается: сколько нужно программистов на все эти предприятия, если базу данных в каждом конкретном случае обслуживают (заносят новый товар, проводят оплаты, отгрузки и прочее) сами продавцы-кассиры? Или в коммерческом банке поставили новую банковскую операционную среду, разработанную в фирме, занимающейся разработками именно таких сред. Вот только в фирме этой работает двенадцать человек (всего, вместе с программистами), а количество банков, пользующихся их продуктами, уже перевалило за полсотни. Вопрос тот же. Ответ: программисты нужны, вот только количество и качество их должно бы перейти на другие уровни. А то ведь так и будут знать один лишь Pascal, так и не добравшись до Delphi.
Обучение программированию в высшей школе вовсю налажено - а специалисты, вышедшие из вузов, не могут найти себе работу по своей специальности. Требуются "специалисты, знающие персональный компьютер" (собрать, разобрать, перебрать, старое выкинуть, новое вставить...), "специалисты, знающие программы персонального компьютера" (MS-DOS, MS Windows, Windows '95, MS Office, OS/2, различные приложения, установить, добавить, убрать, восстановить...), "специалисты, знающие настройку персонального компьютера" (см. выше на один пункт), "специалисты, знающие сети персональных компьютеров" (ну, тут я не специалист, меня вполне пока устраивает мною же созданная одноранговая сеть). Короче - "специалисты, ЗНАЮЩИЕ..."! Знающие (и умеющие) прежде всего то, что требуется работодателям, а не то, что требуется по методичкам вузов.
А что вообще предлагают учебные заведения? Ну, тут проще всего отослать читателя к #3 от 20 января (а по обложке почему-то - декабря) сего года и откликам в #6 от 10 февраля. Неужели кто-то из преподавателей думает, что будущий специалист с таким багажом знаний и опыта, вынесенным из стен alma mater, сможет кого-то заинтересовать? Про опыт - отдельный разговор, но уж знания-то, ведь они - основа будущего опыта?! (У некоторых читателей наверняка уже возник вопрос - а серьезные, опытные программисты, им-то куда деваться? Ответ: а я пока и не видел настоящего высококлассного программиста без работы. Вот операторов (программистов по образованию) полным-полно. Но Программисты (именно с большой буквы) свои знания и опыт получали во все возможное время, приходя на работу раньше, уходя позже, а деньги и время вкладывали в свое будущее.) Но что умеют делать "наученные" бывшие студенты? Давайте разберем подробнее.
DOS, если честно, рано сбрасывать со счетов, тем более, что к модему и 286-й машине, похоже, скоро приложат "Явскую" ОС и графический браузер. Сети, собранные на XT (где Windows - недостижимая мечта), до сих пор прекрасно обслуживают заводоуправления, склады и другие небогатые (или умеющие экономить) предприятия. Но вот вопрос (пока не о зарплате специалиста, который придет работать на такое место... Когда работодатель разберется, какой ему нужен уровень специалиста, тогда разберется и с уровнем его зарплаты) - где и кто вставил в программу обучения эти решения, такие сети, дает студентам возможность пообщаться с таким браузером?
Обратный вариант - новейшие решения на основе Windows NT, Novell 4, intranet, Oracle в WWW, вообще продукты на основе Visual-технологий - кто здесь что-нибудь добавил в учебный план? Так кого и для кого (и для чего) выпускают наши вузы?
Хорошо, когда дома стоит компьютер. Еще лучше, если средства позволили сразу приобрести цветной сканер, цветной принтер, качественный монитор, приличный модем (с приличным провайдером), MIDI-клавиатуру и какую-то другую периферию. Все вышеперечисленное гарантирует, что есть какое-то "родное" (лицензионное) программное обеспечение (и куча "неродного" в придачу) и что освоением всего этого, ну хоть помаленьку, но младшие члены семьи заниматься все-таки будут. Развиваются компьютеры и их программы, развиваются дети и их знания, появляется опыт и прекрасная база дальнейшего роста в этом только еще создающемся, но уже вовсю компьютеризированном мире. В качестве невыдуманных примеров: по математике задали задачку с несколькими действиями, а самый младший сын догадался, что гораздо быстрее и точнее ее будет сделать на компьютере; задали придумать фантастический узор - дочка, уже работавшая с продуктами Adobe, сканером и принтером, тоже не отставила компьютер в сторону. Через год в WWW брат, став старше, отыскал материал для своей школьной работы, а дочка, выложив на Home-сервер свои работы, на которые обратила внимание какая-то заграничная фирма, теперь едет туда на стажировку...
Рай, да? Просто родители этой семьи вовремя поняли, что может дать современное развитие. Семья эта, кстати, вовсе не исключение, у меня уже несколько таких знакомых, за которыми огромное удовольствие просто наблюдать.
Но рай этот только для тех, у кого стоит дома персональный компьютер. А если ничего этого нет? Ну, кто ищет, тот всегда найдет - и время и место (то есть компьютер) - в школе, ПТУ или институте. Спасение обучающегося - дело рук самого обучающегося! Кто-то отказывается от мотоцикла как подарка в пользу компьютера, кто-то старается сам заработать себе на будущее - путей решения "безлошадного положения" бесконечно много. Надо только заранее задуматься: а что мне это даст завтра? А послезавтра?.. Куда я стремлюсь, и каким путем мне туда попасть?
Так что же я могу посоветовать тем, кто сейчас учится и надеется на работу, связанную с любимыми компьютерами? Посмотрим, что даст сплав психологии, компьютинга и опыт рекрутинга.
Хороший специалист сам учится всему и постоянно.
Сейчас всем необходимы знания и в экономике тоже, как и в английском, маркетинге, сетях, ремонте (хотя бы мелком) и прочем прилегающем. (Можно, конечно, быть фантастическим специалистом в своем деле, но есть такая милая фраза: "Специалист подобен флюсу"... Козьма Прутков, собственно, писал об узких специалистах, которые развиваются однобоко...)
Вкладывая деньги и время в свою учебу (получение и практику новых знаний) - экономишь будущие деньги и время.
Любой опыт приложения знаний (работа, хотя бы и не за деньги) - окупаемая ценность, которая всегда с вами!

Количество показов: 4811
Автор:  Валентин Логинов

Возврат к списку

8 (495) 233-64-32
info@prime-web.biz
Студия Prime-Web
Опрос
Фото дня