17.08.2009
Выставка к столетию Серебряного века "ХХI век. Традиции и современность"
Высокие традиции в современном искусстве. Несколько слов о выставке к столетию Серебряного века "XXI век. Традиции и современность".
В современной художественной жизни России обычны примеры поисков стилистики изобразительных форм, так или иначе перекликающейся с требованиями программ традиционных течений русского искусства начала прошлого века. Этот профессиональный интерес деятелей искусств ныне выглядит особенно знаменательным, поскольку наблюдается в годы круглой даты — столетия Серебряного века русской культуры.
В условиях социально-экономических преобразований общества обращение к историческим истокам становления государственности закономерно. Поэтому Серебряный век всей в целом отечественной культуры: искусства, науки, политической и общественной мысли, духовно-мировоззренческих и этико-эстетических убеждений и пр. — справедливо оценивается в этом смысле и с точки зрения определённых достижений, обусловивших многие обстоятельства уже современной нам российской действительности.
На этом фоне кажутся небезосновательными и опыты отдельных художников воссоздать в своём творчестве не столько прямую аналогию изобразительных средств и приёмов искусства Серебряного века, сколько сам ощущаемый дух идейно-образного строя произведения того времени, эмоционально-психологическое содержание осуществляемого замысла, угадываемое за фасадом творения художника эпохи подъёма отечественной культуры начала XX века.
Именно подобного свойства эстетическое исследование несомненной преемственности интеллектуально-духовных веяний периода расцвета Серебряного века русской культуры в общественной жизни России начала XXI столетия стало мотивом творческих усилий Объединения Художников-Романтиков, работающих над определением места высоких традиций в реальном процессе современного эстетического развития. Выставка в зале "Богородское", прошедшая в августе этого года, как бы подводит итог работы Объединения за последние десятилетия.
Задача художественного отражения атмосферы мыслей и чувств деятелей русской культуры начала XX века требует от нынешнего художника равно как известной суммы знаний в этой области отечественной истории, так и недюжинной способности творческого воображения, опирающегося на безупречную интуицию преданного поклонника утончённой эстетики Серебряного века. С этой стороны профессиональные устремления художников в направлении подобного идейно-образного конструирования тем более сегодня могут оказаться плодотворными, что привлекают людей искусства к необходимости заинтересованного познания конкретных особенностей и в целом объективных процессов общего становления культур, и подлинного значения субъективного в них участия отдельных выдающихся личностей.
Для мастеров представленного объединения различие творческих манер, индивидуального исполнительского почерка в применении изобразительных средств не является видимым препятствием на пути осуществления единой цели. Скорее, наоборот — ведь и сама атмосфера художественных идеалов в эстетике воссоздаваемого мира чувственных переживаний эпохи мечтаний и грёз изобиловала удивительным разнообразием пристрастий в сфере изображения и восприятия форм Прекрасного как нормативов мышления и воспитания вкуса образованного гражданина России. Все члены объединения имеют, разумеется, достаточный профессиональный опыт и свою дорогу в искусстве, способствовавшую в итоге обретению того или иного метода формальной передачи художественного замысла. Но, собранная в органичную мозаику живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, экспозиция выставки в зале "Богородское" вполне передаёт настроение гармоничной целостности мировосприятия, убедительно доказывая перспективность совместного творчества в русле выбранного направления.
В представленном калейдоскопе художественных образов гармонично соседствуют концентрируемая материальность предметов, слагающих непосредственный обиход человеческого существования (натюрморты М.Васильевой), изысканные пасторали эфемерных сновидений ирреальных миров и призрачных миражей подсознательных ощущений (композиции О.Дуровой), обаятельные, овеянные ностальгией по Серебряному веку украшения и аксессуары (работы художницы Е.Рыбаковой), а фантастическую череду головоломных конструкций театрализованных подмостков социума технократических цивилизаций (полотна В.Дрёмова) логически оттеняет идеализированный строй архитектуры культовых сооружений древнейших культур Евразийского континента (работы Е.Нэтра).
При рассмотрении технической стороны исполнения выставленных живописных и графических работ нелишним покажется обращение к отдельным особенностям отношения мастеров отечественного искусства начала XX века к самой концепции онтологического единства образов художественных произведений и технологических средств их выражения в изобразительном материале. Не стоит забывать, что Серебряный век был временем великих научных и индустриальных открытий, которые изменили мировоззрение и психологию деятелей культуры того времени. А появление в жизни людей новых представлений и общественных отношений, естественно, требовало поиска в мире искусства адекватных им оригинальных форм идейно-эстетического воплощения. Однако и в ходе таких исторических перемен многолетние художественные традиции России не только не утеряли позиций в процессе становления современной культуры, но преобразованные, стали основой для зарождающихся в искусстве течений и направлений.
Весьма плодотворные сочетания русских исторически традиционных и современных приёмов в области эмоционально-смысловых возможностей изобразительного искусства явно просматриваются и во многих работах участников данной выставки. Причём, если на одних полотнах художественная манера автора может выглядеть убедительной манифестацией приверженности открытиям и формальным достоинствам эстетики Серебряного века, что отличает и живопись и книжную графику А.Кардашука, то в опытах другого мастера — рано умершего А.Степакова — традиции русского изобразительного искусства начала XX века настойчиво проступают за фантастической вязью сюжетов и тем, решённых автором с применением новейших технологических методов и изобразительных приёмов, свойственных искусству рубежа XX и XXI веков.
Нельзя не обратить внимание на работы совсем молодых участников выставки: юной художницы Е.Дайловой и студентов МИЭМ М.Баранова и М.Морозова, специализирующихся на организации дизайна среды. Работы Е.Дайловой по структуре цвета и характеру мазка решены в традициях московской живописной школы начала прошлого века и характеризуют автора как тонкого живописца, прошедшего фундаментальную подготовку. М.Баранов неожиданно открылся как темпераментный художник, убедительно моделирующий пространство цветом, находя нетривиальные колористические решения. Интересны по цветовому строю работы М.Морозова, который, тщательно продумывая живописное решение каждого полотна, являет зрителю гармоничное сочетание рационального и чувственного. Конечно, преждевременно говорить о молодых живописцах, как о сложившихся мастерах, хочется лишь пожелать им сохранить сочетание свежести восприятия окружающего мира с взыскательностью и добросовестностью в работе и в осмысливании наследия Серебряного века.
Не будем предугадывать и гарантированные успехи сложившегося коллектива единомышленников в искусстве. Вместе с тем, стоит подумать о закономерности примера, поданного Объединением Художников-Романтиков: рано или поздно возвращение в современном искусстве к эталонам традиционных эстетических образцов неизбежно. Остаётся лелеять симпатии к энтузиастам современного возрождения высоких традиций отечественного искусства и надеяться на необратимость движения к духовно-образному совершенству культуры в общественной жизни России.
А. Левский
«Наш Изограф»
газета для художников, выставочных залов и галерей
г.Москва №8 (182) август 2009 г.